Камины - источник вдохновения
Возможно, говорить о том, что камины как отопительная система помещений известны с глубокой древности, излишне: даже детям известен тот факт, что ими оборудовались еще дворцы патрициев Древнего Рима. Позднее камины распространились по Европе. В средние века невозможно представить себе без них ни замок феодала, ни комнаты его вассалов, ни постоялые дворы, ни дома горожан или крестьян. Дровяной камин в те времена одновременно выполнял две жизненно важные для людей функции: давал тепло и служил для приготовления пищи на открытом огне. Но и внимания к себе такой домашний очаг требовал немалого. Необходимо было не только заготовить дрова в большом количестве, но и вовремя подбрасывать их, следить, чтобы искры, угли или горящие поленья не выпали на пол, выгребать золу, чистить дымоход. То ли дело нынешние биокамины! Конечно, их не используют для поджаривания мяса на вертеле, но тепла они дают достаточно, а о саже, копоти или дыме с таким очагом можно позабыть навсегда - топливо для биокаминов и технологические особенности их конструкции избавляют вас от любых неприятностей. В современном интерьере камины стали, скорее, декоративным изыском, чем насущной потребностью.
Между тем, даже во времена своей исключительно утилитарной жизни, камины обладали огромным эстетическим потенциалом, привлекая к себе пристальное и деятельное внимание художников, архитекторов, поэтов и музыкантов. Вспомнить хотя бы стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «У камина», картину Михаила Врубеля «После концерта. У камина», расписанный этим же художником каминный экран «Гвидон», живописное полотно «Мария с младенцем Христом у камина» кисти Робера Кампена, музыкальную пьесу «Январь. У камелька», включенную Петром Ильичом Чайковским в цикл «Времена года». Великий провокатор в мире искусства Сальвадор Дали изобразил камин в совершенно ошеломляющей «обстановке» - он представил его в виде носа на портрете одной из своих возлюбленных актрисы Мэри Уэст. В этой удивительной работе лицо - комната, а каждая его черта - предмет мебели.
Изумительными произведениями архитектурного искусства становились и сами камины, и их детали. Знаменитый итальянский архитектор Антонио Гауди был автором причудливо-фантастического камина, представлявшего собой скульптурное олицетворение пламени. Не менее известен и вырастающий прямо из пола камин на вилле в Марракеше, принадлежащей живописцу Жаку Мажорелю. Американский архитектор-авангардист Фрэнк Ллойд Райт соорудил в доме бас-гитариста рок-группы Evanescence Тимоти Мак-Корда невероятно стильный круглый камин. Уникальными штучными изразцами, украшенными гжельской росписью, был оформлен камин в особняке великого Карла Фаберже. В Ялте в Массандровском дворце, владели которым поочередно императоры Александр III и Николай II, находится камин, выполненный из цельного куска коричневого мрамора.
Стихия огня, очищающая и согревающая, во все времена рождала в людях сокровенные порывы и душевный отклик. Пламя, заключенное в очаге, и теперь вдохновляет на создание футуристических композиций, привносящих в интерьер современного дома благородство огненной мистерии в изысканных формах.